Татьяна Мерзлякова, основатель инклюзивной киношколы Let’s be friends, рассказала, чему одни подростки с проблемами слуха могут научить других, чем помогло участие в акселераторе «Начни иначе» и почему было важно снять кино об истории жестового языка именно во Франции.
Делили, где чьи воланы
В детстве я занималась в секции бадминтона. Когда мне было 12 лет, на соревнованиях мы оказались вместе с командой неслышащих бадминтонистов. Тогда про инклюзию почти ничего не было известно, и я впервые столкнулась с людьми, которые отличались от большинства. Мы друг другу сразу не понравились. Ведь нам ничего не рассказывали, что бывают незрячие или глухие люди и что они — такие же люди, как и мы, со своими особенностями. Сейчас смешно вспоминать, а тогда мы делили воланы на «наши» и «их». На тех соревнованиях мне захотелось посмотреть, как играют ребята, которые «говорят руками». Играли они здорово, и я попросилась сыграть с ними. Как известно, лучший способ начать дружить — делать что-то вместе. Потом тренер стал объединять нас в пары, четверки. Так и начали общаться, и из спортивного зала это общение перенеслось в жизнь.
«Зачем, если и так есть пенсия?»
После школы я уехала из Казани учиться на продюсера в Америку. После возвращения работала в рекламе, спортом к тому времени уже не занималась. Однажды мне написали те самые неслышащие знакомые, предложили встретиться. Я узнала, что они работают автомеханиками, слесарями, санитарами, а хотели бы учителями или дизайнерами, но не было возможности, никто не подсказал. Мне уже было известно, что моим знакомым бадминтонистам повезло и что таких «везунчиков» среди слабослышащих и глухих совсем немного. Большинство не хочет ничего делать из-за недостаточного образования и возможностей. Говорят: «А зачем, если пенсия и так есть?».
Я захотела создать проект, который помог бы неслышащим детям и подросткам больше узнавать, расширять свои границы, мотивировал бы их учиться дальше, действовать. Вместе с командой мы решили начать с видеороликов на жестовом языке, в которых рассказывалось бы, как действовать при пожаре, как оказать первую помощь и тому подобное. Проект назвали «Давай дружить». На съемки приходили ребята с нарушениями слуха, они часто не понимали, как вести себя перед камерой, стеснялись. Поэтому в 2017 году появилась киношкола.
Люди с нарушением слуха чаще всего живут в своем закрытом мире. Сначала нам приходилось пробиваться через недоверие. Ни родители детей с глухотой, ни взрослые, ни представители общества глухих не понимали, зачем мы делаем этот проект. Тем более, у меня самой нет проблем со слухом или другой инвалидности. Договориться и объяснить важность проекта помогли мои знакомые по бадминтону. Людям из своего круга доверяют больше. Так, от одного человека к другому и менялось отношение. Сейчас мы тесно сотрудничаем, серьезных проблем не возникает.
В киношколе учится больше 100 человек, как с инвалидностью, так и без. Это ребята от 6 до 18 лет. Кто-то из них — слабослышащий, кто-то — совсем не слышит, а у кого-то нет проблем со слухом, но ему интересно участвовать в создании кино. Ребята учатся актерскому и операторскому мастерству, работе со звуком. В студии есть специальные усилители, которые помогают слабослышащему ребенку в записи звука, если у него сохранена речь. Глухие ребята ощущают музыку через вибрации и таким образом работают с музыкальным оформлением своих фильмов и мультфильмов. В мультфильмах герои говорят на жестах, иногда используются субтитры. Важно, чтобы вся озвучка и музыка была на низких тонах — так лучше ощущается вибрация. Сами неслышащие ребята просят, чтобы в мультиках был звук.
И офлайн, и онлайн
Наша киношкола — это некоммерческая организация, так как эта структура удобна и для работы с государственными органами (например, для получения грантов), и для учеников, и для работы с бизнесом. Мы считаемся пострадавшей отраслью из-за пандемии, поэтому смогли получить банковский кредит на развитие. Основные доходы сейчас — поддержка государства. Всего для работы проекта в данный момент, с учетом выездных съемок и закупки оборудования, необходимо 6 миллионов рублей в год. Но в дальнейшем с восстановлением после пандемии мы планируем вернуться к модели социального предприятия, мы хотим расти, диверсифицировать доходы и проще взаимодействовать с бизнесом.
Среди наших клиентов — находим их чаще всего самостоятельно — банковские организации; школы, колледжи; компании, которые предоставляют услуги связи.
В этом году обучение и выпуск были дистанционными, как и у многих. Для слабослышащих и неслышащих ребят сложно учиться онлайн: нет возможности четко услышать, подойти ближе, видеть движения губ (камера не всегда хорошо передает изображение). С другой стороны, получилось пригласить спикеров из других городов, которых было бы проблематично позвать в очном формате. Также мы сделали онлайн-курс для всех по монтажу видео и по жестовому языку. Вели репортажи на жестовом языке, освещая акцию #мы вместе во время пандемии.
Первый выпуск киношколы был в этом году. Восемь наших выпускников работают в сфере кино и ТВ. Один получил грант Федерального агентства по делам молодежи и снимал свой документальный фильм в Киргизии. Двое работают ведущими программ на жестовом языке. В основном наши ребята работают операторами и помощниками режиссера.
«Начни иначе»
Видео о том, как вести себя в экстренных ситуациях, мы показывали в школах-интернатах для глухих и слабослышащих. Потом стали делать подобные ролики по географии, русскому и английскому жестовым языкам. Как раз с английского языка начался новый этап, и у киношколы появилось название Let’s be friends. Детей с нарушениями слуха не обучают иностранным языкам, они часто не знают, что есть английский или французский жестовые языки. Мы стали снимать программы по их изучению, это оказалось востребовано. С этим проектом мы попали в программу «Начни иначе» — это обучение для социальных предпринимателей, возможность посмотреть на свой проект под другим углом, понять, как сделать его финансово устойчивым. До финала удалось дойти со второго раза. До этого, в 2018 году, я была полуфинале.
За три месяца обучения в «Начни иначе» и подготовке к защите проекта я привлекла двух новых партнеров, запустила youtube-канал киношколы. Также увеличилось число учеников.
Получив Гран-при — образовательную поездку во Францию — мы смогли снять кино об истории жестового языка в Санкт-Петербурге, нескольких городах Германии и Франции. Францию нельзя было обойти стороной: именно там зародился жестовый язык. Удалось поговорить с председателем французского общества глухих и с директором по развитию Societe Generale Ивоном Савье, побывать в парижском Национальном институте глухих. Именно после этой поездки я поняла, что наш фильм будет интересен не только в России.
Во Франции — с приключениями
Съемка во Франции была с приключениями. Всё началось с того, что моему оператору из России не дали визу. Поэтому мы работали вместе с французским оператором. Так как французы очень внимательны к деталям, то съемка, рассчитанная на пять часов, часто растягивалась на десять.
Мы заранее отправили запрос, чтобы разрешили снимать в Национальном институте глухих. В этом институте учатся студенты с нарушениями слуха, также там учат педагогов жестового языка. Изучают сам французский жестовый язык, разрабатывают его современный вариант. К слову, французы очень почитают основателя жестового языка монаха д’Эппле: в честь него названа улица, на стенах домов написаны послания к потомкам.
Нас и здесь поджидали препятствия. Сотрудник института, с которым мы связывались, ушел в отпуск, забыв предупредить о нашем приезде и просьбе. Мы просто пришли, объяснили, кто мы и откуда, что снимаем документальный фильм. Нас приняла директор, которая всячески помогала, подсказала, с кем поговорить, что лучше снять. Мы попали туда в неучебный день, поэтому она пригласила нас приехать еще раз на следующий день: снять сами занятия. Мне кажется, в России такое было бы невозможно.
Как и во многих странах за рубежом, во Франции людей с нарушениями слуха не считают инвалидами, это такие же полноценные члены общества. Когда мы беседовали в кофейне с председателем общества глухих, он попросил сделать музыку потише, чтобы не было помех в его слуховом аппарате. И эту просьбу восприняли совершенно спокойно.
Что дальше?
Помимо программ на казанском региональном телеканале, мы запустили три новых цикла передач в Нижнем Новгороде, Уфе и Ульяновске.
Снимаем туристические программы на жестовом языке о Байкале, Карелии и о Татарстане — это государственный заказ от Ростуризма. В сюжетах будет много полезной информации: доступная среда в разных городах, как остановиться в отеле, как работает такси. Конечно, коснемся истории и культуры этих мест; расскажем, какие достопримечательности можно увидеть, куда сходить. Очень бы хотелось проехать по многим городам нашей страны, потому что ребята с нарушением слуха с удовольствием смотрят подобные программы, и потом едут туда с родителями или с классом.
Продолжаем развивать свой youtube-канал «АНО «Филантроп»: создаем мультфильмы на жестовом языке, снимаем передачи о разных видах волонтерской деятельности, передачи о спортсменах-сурдлимпийцах. Также скоро выйдут видеоролики по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ для выпускников с нарушением слуха.
В цикле «Добровольчество» рассказываем про помощь бездомным животным, помощь в домах престарелых и детских домах, экологическое волонтерство, поисковые отряды «Лиза Алерт», донорство и другие возможности быть полезным кому-то.
Недавно начали снимать пилотный выпуск о правилах дорожного движения на жестовом языке. Надеюсь, что после снятия всех ограничений из-за пандемии продолжим этот проект совместно с автоконцерном Renault, они очень заинтересовались нашей идеей.
В планах создать общий проект с московской инклюзивной киношколой «Без границ», в которой учатся взрослые люди с инвалидностью. Также продолжаем сотрудничать с программой «Начни иначе» и сообществом выпускников, экспертов и наставников Impact Hub Moscow. А это новые контакты, возможности для развития. Обучение продолжалось и после завершения проекта, во время самоизоляции это здорово поддерживало.
Источник:https://vc.ru/impacthubmoscow/192765-puteshestviya-na-palcah-kak-inklyuzivnaya-kinoshkola-otkryvaet-mir-neslyshashchim-podrostkam
Нет Ответов